План по самообразованию муз руководителя детского сада

Берегите музыкального руководителя Буренина, заведующая кафедрой дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО Как-то незаметно для всех наступил 21-й век. И этот факт заставляет размышлять о многих проблемах — личных и общественных, частных и глобальных. И поскольку наш журнал адресован музыкальным руководителям детских садов, мы невольно задумались: а что же произойдет с данной категорией специалистов в будущем? И чем наш журнал может помочь, что посоветовать? Безусловно, на страницах нашего журнала для педагогов будет много нового практического и теоретического материала для работы с детьми, будет репертуар для проведения досуга детей и взрослых, организации интегрированных занятий и т. Мы также продолжим публикации в рубрике «Юридическая консультация», которst, надеемся, будут способствовать отстаиванию законных прав наших коллег. Мы хотим обратить внимание наших читателей на самую главную проблему в российском музыкальном воспитании — сохранение самого музыкального руководителя как профессионала. Музыкальный руководитель детского сада — это особая профессия. И появилась она относительно недавно — в послевоенные годы 1948 г. До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели. Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад, когда нужно было подготовить и провести праздник. И с тех пор, как появилась такая должность, которая и называлась-то по-разному: «музыкальный работник», «музыкальный воспитатель», «музыкальный руководитель» — сформировалось в обществе представление, что музрук нужен, в основном, для того, чтобы у детей был праздник. То есть, что профессия эта — что-то среднее между аккомпаниатором и массовиком-затейником. Наверное, многим со стороны кажется, что работа эта легкая, «праздничная», не требующая особых талантов. Ну, подумаешь, что тут сложного: детей поразвлекать да праздник провести! Поэтому и отношение к профессии музыкального руководителя сложилось вполне определенное: работа «не пыльная», занимает неполный рабочий день и т. Наверное, именно это отношение и привело к такой вопиющей несправедливости, когда труд музыкального руководителя, имеющего двойное образование музыкальное — кстати, дорогостоящее и трудоемкое — и педагогическоеоплачивается соответственно на один разряд ниже, чем труд воспитателя или учителя, когда надо доказывать, что музыкальный руководитель — педагог, что работает с детьми, обучает их музыке и поэтому имеет право на пенсию по выслуге лет. Добиться справедливости пока еще очень сложно. Но и этого мало! Несмотря на мизерную оплату труда зарплата музыкального руководителя, как и воспитателя ДОУ, ниже прожиточного минимумаработа в последние годы становится все сложнее и сложнее. Помимо обычных обязанностей проведение музыкальных занятий с детьми, подготовка их к праздникам, консультирование родителей по вопросам музыкального воспитания и т. Чтобы доказать результативность своей работы? А разве без специальной диагностики таблиц с формальными цифрами, кружочками разных цветов и т. Точно так же продолжаются поиски различных форм планирования, в которых была бы отражена вся работа музыкального руководителя. Возникает вопрос: а для кого и для чего нужен план? Для детей, педагога или для проверяющих лиц? А если для педагога, тогда и дадим возможность ему самому определять, как, в какой форме и в каком объеме он будет планировать свою работу. Итак, резюмируем: в последнее время зарплата музыкального руководителя становится все ниже, а требования — все выше. Хотя проблема не только в зарплате, но и в отношении администрации и управленцев к этой категории специалистов. И что же в результате? Все больше и больше детских садов остаются без музыкального руководителя. После окончания музыкальных училищ институтов мало кто из молодых специалистов приходит в детский сад. На курсах повышения квалификации в основном обучаются педагоги старше 40 лет. Еще 5—10 лет — и музыкальных руководителей почти не останется. Может быть, можно как-то выправить положение, удержать уникальных специалистов — музыкальных руководителей детских садов кстати, только в нашей стране эта профессия имеет столь широкую творческую направленность? И в связи с этим мы обращаемся к Вам, уважаемые методисты, заведующие и главные специалисты всех уровней! Посмотрите на наших музыкальных руководителей! Это они не имеют права болеть, так как без них не будет праздника у детей. Это они должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и т. Это они должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям их родителям. Это они должны постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, аудиокассеты, видеофильмы и т. Это они должны быть всегда красивыми, модно и со вкусом одетыми, так как музыкальные руководители — «лицо» учреждения. Это они должны быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника. Это они несут все из дома: краски, бумагу, ткани, одежду и всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников с детьми. Это они в выходные дни и по вечерам сочиняют новые сценарии. Это они… да всего не перечислить. И если мы хотим, чтобы они не уходили с работы, чтобы они приходили к нам после окончания музыкальных училищ институтов, чтобы они могли спокойно работать, реализуя свое творчество, свое призвание к профессии, надо о них заботиться и создавать условия. Вот, пожалуй, несколько таких требований: уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его подменять воспитателей или других работников детского сада конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя ; создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых ситуаций на работе ведь плохое настроение музыкального руководителя может отразиться и на настроении детей ; не требовать копирования опыта других педагогов, если он не соответствует возможностям, наклонностям музыкального руководителя; оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий, музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов, необходимых для работы поскольку музыкальный руководитель не может все оплатить из своей мизерной зарплаты ; И последнее, но, пожалуй, самое важное — создание творческой, доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу педагога-музыканта. Может быть, именно он научит детей красоте и тем самым спасет мир! План воспитательно-образовательной работы начинающему педагогу рекомендуется вести в форме подробного календарного плана, педагогу-мастеру со стажем работы более 25 лет — в форме перспективного плана. В перспективном плане музыкальный руководитель ставит воспитательно-образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество определяет репертуар с учетом основных форм музыкальной деятельности, содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей; содержания работы с воспитателями и родителями. В календарном плане обозначены основные формы музыкальной деятельности: музыкальные занятия, развлечения подготовка или проведениемузыкальные игры дидактическая — с пением, ритмическая — с под слово, театрализованнаяпраздники подготовка или проведение. Планируется совместная работа с воспитателями и родителями. Конкретизируются задачи по видам, указываются методические приемы, требующие особой подготовки. Форма записи — произвольная. В начале и конце учебного года музыкальный руководитель проводит диагностику детей, отмечая уровни их музыкального развития. С учетом обследования детей педагог намечает мероприятия на следующий учебный период, ставит дополнительные задачи. Данные материалы включаются в годовой отчет. График работы утверждается руководителем дошкольного образовательного учреждения, составляется к началу учебного года. Он определяет содержание рабочей недели с учетом профессиональной нагрузки. Аналитический отчет о проделанной работе за год заслушивается на итоговом педагогическом совете. Он составляется в свободной форме текст, схемы, графики и включает качественный анализ выполнения задач музыкального воспитания детей, накопленный опыт и выявленные проблемы, трудности, перспективные направления в работе. Функциональные обязанности музыкального руководителя. Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Наиболее важные критерии в работе музыкального руководителя ДОУ: 1. Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учетом особенностей ребенка смущение, застенчивость и т. Развитие у детей музыкального слуха: звуковысотного, ритмического, тембрового, и т. Овладение дошкольниками элементарной игрой на музыкальных инструментах: металлофоне, бубне, погремушке и пр. Развитие музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки. Учет достижений ребенка в разных видах музыкальной деятельности, фиксирование внимания на его потенциальных возможностях и способностях. Достижения дошкольника не сравнивается с достижениями других детей, а лишь с его собственными. Создание условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в музыкальной игре совместное чтение сказок, прослушивание аудиокассет, обсуждение событий жизни детей; организация посещения музеев, концертных залов, музыкальных театров и т. Приобщение ребенка к мировой и национальной музыкальной культуре. Ознакомление детей с классической музыкой: прослушивание музыкальных произведений, беседы об их содержании, композиторах и т. Знакомство дошкольников с призведениями народной музыки и песенного фольклора:организация их прослушивания исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т. Формирование у детей представления о видах музыкального искусства опере, балете и т. Знакомство детей на занятиях с многообразием выразительных средств в музыке ладом, мелодией, тембром, силой, темпом, высотой, длительностью звука и пр. Ознакомление дошкольников с различными классическими и народными музыкальными инструментами рассказ о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомство с их внешним видом и звучанием. Приобщение детей к обрядовым, народным и традиционным праздникам и гуляньям. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности; обеспечение игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей. Проведение музыкальных занятий слушание музыки, пение, муз. Стимулирование и поддержка стремления ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос. Предоставление дошкольникам права выбора средств для импровизации и самовыражения: музыкальных инструментов, роли, сюжетов, видов деятельности: пения, танца, ритмических движений и пр. Создание условий для развития музыкального творчества детей на основании синтеза искусств, использование сочетания разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций и т. Поощрение исполнительского творчества в музыкальной деятельности участие в музыкальных спектаклях, концертах и др. Помощь детям по мере овладения дошкольниками игровыми действиями в выборе различных музыкальных ролей; организация несложных музыкально-сюжетных игр с несколькими детьми. Совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: создание по возможности хора, оркестра или танцевального ансамбля с участием взрослых; проведение совместных праздников детей, родителей и сотрудников ДОУ и т. Развитие у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками в т. Постоянный учет возможностей ребенка, с тем, чтобы не допускать унего ощущения несостоятельности6 оказывать помощь при затруднениях, не «навязывать» ему сложных и непонятных музыкальных произведений. Проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему; стремление установить с детьми доверительные отношения, проявление внимания к их настроениям, желаниям, достижениям и неудачам. Создание развивающей среды, способствующей музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставки авторских работ детей; родителей; цветы и пр. Органичное включение музыки в различные виды деятельности детсада при проведении зарядки, на занятиях по изобразительной деятельности ит. Использование музыки при организации режимных моментов колыбельной — перед сном, веселой музыки — на прогулке, в процессе игры и занятий. Проведение консультаций и оказание методической помощи родителям по вопросам музыкального воспитания детей в школе. Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при проведении занятий. Участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Повышение своей профессиональной квалификации. Должностная инструкция музыкального руководителя Детского сада. Должность музыкального руководителя относится к категории специалистов. Музыкальный руководитель является педагогическим работником. В дошкольном образовательном учреждении Музыкальный руководитель назначается и освобождается от должности заведующим. На должность музыкального руководителя назначается лицо имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы. Музыкальный руководитель непосредственно подчиняется заведующему дошкольным образовательным учреждением далее - ДОУ 1. Должностные обязанности Музыкальный руководитель 2. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения. Координирует работу педагогического персонала и родителей лиц, их заменяющих по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного учреждения музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра иные мероприятияспортивных мероприятиях с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение. Консультирует родителей лиц, их заменяющих и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к их участию в массовых, праздничных мероприятиях. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. Права Музыкальный руководитель в пределах своей компетенции имеет право: 3. Участвовать в самоуправлении ДОУ в порядке, определенном Уставом. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. На конфиденциальность дисциплинарного служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Повышать уровень своей квалификации на курсах повышения квалификации. Получать консультативную помощь от старшего воспитателя, педагога- психолога, специалистов учреждения. По методике музыкального образования у музыкального руководителя должны быть перспективный и календарный планы. Перспективный план продумывается и составляется с учетом воспитательных задач на каждую возрастную группу на 1-3 месяца. В этом плане должны найти отражение разнообразные формы музыкального воспитания. Формы работы с детьми -это занятия причем различные его варианты - традиционное или типовое, тематическое, доминантное, интегрированное, комплексное и примерный репертуар, развлечения, праздники, самостоятельная музыкальная деятельность, использование музыки в повседневной жизни. Формы работы с педагогами и родителями - консультации, или беседы, или мастер-классы и т. На основе перспективного составляется календарный повседневный план. В этом плане намечается и учитывается работа по музыкальному воспитанию в течение дня: определяется и конкретизируется содержание музыкального занятия, намечается индивидуальная работа или подгрупповая при подготовке сюрпризных моментов или музыкальных номеровпланируется самостоятельная музыкальная деятельность, предусматривается возможность включения музыки, песен, танцев в различные моменты жизни ребенка в часы досуга, игровую деятельность, другие занятия, на прогулке и т. Все музыкальные руководители детских дошкольных учреждений района должны участвовать в мероприятиях проводимых по плану РМО; 2. Оборудование зала В детском саду музыкальные занятия проводятся зала в зале или групповой комнате. Зал должен быть просторным, светлым, строго и красиво без излишеств убранным, особенно во время проведения праздничных утренников. Стены окрашиваются в приятные пастельные тона, с которыми гармонируют занавеси на окнах, матовые светильники, цветы в декоративных вазах. Для оформления зала используются декоративные панно, эстампы, портреты композиторов, рисунки детей и т. Большое внимание уделяется оформлению центральной стены. Для пианино следует выбрать такое место, чтобы педагог, сидя за инструментом, мог видеть всех детей. Поскольку в большинстве детских садов зал служит одновременно местом проведения физкультурных занятий, то здесь находится и спортивный инвентарь: мячи, гимнастические палки, обручи и т. Это оборудование можно использовать и во время музыкальных занятий. Детские музыкальные инструменты, игрушки, музыкально-дидактические пособия, атрибуты для плясок, игр, ТСО, методическая литература хранятся в секционных шкафах в зале либо в методическом кабинете. Все оборудование должно отвечать современным эстетическим и педагогическим требованиям. Соблюдение гигиенических требований не менее важно. Перед каждым занятием зал хорошо проветривается, делается влажная уборка. Пол в зале лучше всего застелить ковром или паласом чтобы во время движений дети не поскользнулись. На занятия в зал дети приходят в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой спортивной обуви. Оборудованиеместа для самостоятельной музыкальной деятельности детей В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, т. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: небольшой шкаф или полки для хранения музыкальных пособий, 1—2 стола со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. Можно повесить портрет известного детям композитора, фотографии самих детей, играющих на инструментах. Уместны будут здесь и цветы, и декоративные работы детей, выполненные ими на занятиях по ручному труду. При желании музыкальный уголок можно отгородить легкой декоративной ширмой, которая легко убирается. Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбирают с учетом возраста детей, последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время занятий. Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия игры, причем некоторые из них — самоделки отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками инструментами, после игры убирали их на место. Желательно в каждой группе иметь проигрыватель и небольшой набор грампластинок с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок, инсценировок. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, поиграть в «концерт».

См. также