Апл проекта 705

В конце 50-х годов, когда начиналась программа создания отечественных противолодочных ПЛАТ, было принято решение о создании высокоавтоматизированных и скоростных ПЛАТ. АПЛ проекта 705 шифр «Лира», по классификации НАТО «Alfa» — пожалуй, самый яркий и неоднозначный корабль в истории отечественного подводного кораблестроения. Одновременно с работами по атомным подводным лодкам проектов 627, 645 и 671 в ленинградском СКБ-142 шел энергичный поиск новых, нетрадиционных технических решений, способных обеспечить качественный прорыв в развитии подводного кораблестроения. В 1959 году один из ведущих специалистов СКБ — Петров — вышел с предложением о создании малогабаритной одновальной комплексно-автоматизированной высокоскоростной атомной подводной лодки с уменьшенным составом экипажа. По замыслу, новый корабль, своеобразный «подводный истребитель-перехватчик», располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную точку океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки АПЛ должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов. Малое водоизмещение лодки порядка 1500 т в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения «домой» — самостоятельно швартоваться. После весьма бурных дебатов с участием представителей промышленности и ВМФ, а также внесения в проект ряда существенных изменений, идея подобной АПЛ была поддержана руководством Минсудпрома и военными. В частности, ее сторонниками стали министр судостроительной промышленности Бутома и Главнокомандующий ВМФ Техническое предложение по проекту было подготовлено в начале 1960 года, а 23 июня 1960 г. Это в значительной степени «развязало руки» создателям новой АПЛ, позволило воплотить в ее конструкцию наиболее смелые, опережающие время технические решения. Работу по проекту 705 возглавил главный конструктор Русанов в 1977 году его сменил Общее руководство программой возложили на академика Главными наблюдающими от ВМФ были Создание АПЛ проекта 705 стало, по словам секретаря ЦК КПСС Устинова, курировавшего оборонную промышленность, «общенациональной задачей». К участию в программе привлекли мощные научные силы, в частности, академиков АПЛ проекта 705 затем 705К предназначались для уничтожения подводных лодок противника при выходе их из баз, на переходе морем, а также на позициях предполагаемого использования оружия против береговых объектов. Они могли привлекаться и для борьбы с надводными кораблями, а также транспортами во всех районах мирового океана, включая Арктику. Подводная лодка проекта 705 705К — двухкорпусная, одновальная. Корпус, изготовленный из титанового сплава был разработан ЦНИИ металлургии и сварки под руководством академика Горынина, также титановые сплавы применялись и для изготовления других элементов конструкции и корабельных системпо всей длине представлял собой тело вращения. Ограждение рубки — «лимузинного» типа. Титановый корпус уменьшил магнитное поле, но акустическое поле оказалось все же большим, так как проект создавался в начале 60-х годов. Тщательная отработка гидродинамических обводов корпуса лодки велась учеными московского филиала ЦАГИ. Жуковского под руководством Принимался ряд мер по снижению физических полей корабля, а также повышению его взрывостойкости за счет новых конструкционных решений и более эффективной амортизации. Прочный корпус разделялся поперечными переборками на шесть водонепроницаемых отсеков. Лодка впервые в мире была оснащена всплывающей рубкой всплывающей спасательной камерой СВКпредназначенной для спасения одновременно всего экипажа при всплытии с глубины вплоть до предельной, при больших величинах крена и дифферента. Носовые горизонтальные рули были выполнены убирающимися в корпус и размещены ниже КВЛ. Основное вооружение включало шесть носовых 533-мм ТА с системой быстрого заряжания. АПЛ 705-го проекта должна была иметь водоизмещения в пределах 1500—2000 т и скорость более 40 узлов, что требовало достаточно мощной ЭУ. В качестве варианта ГЭУ рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу газовой турбины. В итоге остановились на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем ЖМТ и повышенными параметрами пара. Установка с ЖМТ по сравнению с АЭУ, имеющей традиционный водо-водяной реактор была более компактной, что было немаловажно в данном случае. Расчеты показывали, что установка с ЖМТ обеспечивала экономию 300 т водоизмещения. Предложение о создании специально для лодки проекта 705 однореакторной двухконтурной паропроизводящей установки по типу ППУ лодки проекта 645 поступило в 1960 году от ОКБ «Гидропресс». Вскоре было принято правительственное решение о разработке такой установки. Научным руководителем работ был назначен академик Одновременно проектировалось два альтернативных типа АЭУ: в ОКБ «Гидропресс» под руководством главного конструктора Стекольникова создавалась БМ-40А блочная, двухсекционная, два паропровода, два циркуляционных насосаа в горьковском ОКБМ под руководством Африканова — ОК-550 блочная, с разветвленными коммуникациями первого контура с тремя паропроводами и тремя циркуляционными насосами. Одновальная АЭУ ОК-550 была выполнена по однореакторной схеме с жидкометаллическим теплоносителем ЖМТ и смонтирована на обычном фундаменте балочного типа. Турбозубчатый агрегат смонтирован на фундаменте с новой системой амортизации, наиболее шумное оборудование установлено на пневматических амортизаторах. Паротурбинная установка ОК-7К — одновальная, блочной конструкции. На лодке было установлено два вспомогательных движительных комплекса 2 х 100 кВтразмещенных в герметических гондолах в горизонтальных стабилизаторах и снабженных гребными винтами с поворотными лопастями. Имелось два синхронных генератора переменного трехфазного тока 2 х 1500 кВт, 400 в, 400 Гц. Каждый генератор обеспечивает энергией все потребители своего борта. Установлена вспомогательная дизель-генераторная установка 500 кВт, 300 В и аварийная аккумуляторная батарея из 112 элементов. Новый реактор позволил сократить длину ПЛАТ, увеличить скорость, но оказался очень капризными. Электроэнергетическая система впервые на ПЛА была выполнена на токе повышенной частоты — 400Гц. В ходе проектирования число отсеков прочного корпуса было увеличено с трех до шести, в полтора раза возросло водоизмещение. Менялась численность экипажа корабля. Первоначально предполагалось, что она составит 16 человек, однако в дальнейшем, по требованиям ВМФ, экипаж довели до 29 человек 25 офицеров и четыре мичмана. Затем экипаж был увеличен до 32 человек. Уменьшение экипажа обусловило и более жесткие требования по надежности оборудования. Ставилась задача устранения необходимости его обслуживания в течение всего плавания. Жилые, медицинские и санитарные помещения расположены на средней палубе 3-го отсека, камбуз и провизионные помещения — на нижней палубе того же отсека. Кают-компания позволяла одновременно принимать пищу 12 членам экипажа. Для АПЛ проекта 705 создавались новые боевые и технические средства на основе последних достижений науки и техники 60-х годов, имеющие существенно улучшенные массогабаритные характеристики. Для того чтобы уложиться в рамки технического задания, требовалось сократить экипаж АПЛ до уровня, приблизительно соответствующего экипажу стратегических бомбардировщиков 40-50-х годов. В результате было принято революционное для своего времени решение о создании для АПЛ комплексной автоматизированной системы управления. В ЦКБ при заводе. Кулакова ныне — ЦНИИ «Гранит» для корабля была создана уникальная боевая информационно-управляющая система БИУС «Аккорд», позволившая сосредоточить все управление АПЛ на центральном посту. Управление подводной лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением. Несение постоянных вахт у отдельных механизмов и устройств не было предусмотрено. Боевая смена в реальной обстановке ограничена восемью членами экипажа. РЭВ включало в себя автоматизированный ГАК «Океан», автоматизированный комплекс автономных средств навигации «Сож», систему автоматического управления оружием «Сарган», автоматическую систему радиационного контроля «Альфа», автоматизированный комплекс средств радиосвязи Молния», телевизионно-оптический комплекс ТВ-1, РЛС «Бухта», система единого времени «Платан» и система внутрикорабельной связи «Элипсоид». Лодка была оснащена универсальным перископом «Сигнал». Для программного, автоматического и ручного управления движением и стабилизацией АПЛ по курсу на ходу, а также по глубине погружения на ходу и без хода служила система «Боксит». Автоматическая дифферентовка на ходу производилась при помощи системы «Тан». Управление и контроль за работой энергетической установки, а также электроэнергетической системы и общесудовых систем и устройств обеспечивались системой «Ритм». В качестве резервных двигателей использовались ЭД мощностью по 100 кВт, расположенные в гондолах на кормовых горизонтальных стабилизаторах. Для сокращения габаритов и массы электрооборудования на кораблях пр. На этих лодках, впервые в отечественной практике, применили пневмогидравлические торпедные аппараты с глубиной стрельбы от перископной до предельной. Впервые в мировой практике лодка имела всплывающую спасательную рубку камерувмещавшую в себя весь экипаж. Строительство опытной подводной лодки проекта 705 К-64 с атомной энергетической установкой ОК-550, которая должна была стать прототипом большой серии противолодочных атомоходов, было начато в эллинге Ленинградского адмиралтейского объединения 2 июня 1968 г. В конце он прибыл на базу в Западную Лицу и 31 декабря вступил в строй Северного флота, войдя в состав 1-й флотилии 3-й дивизии ПЛ. Однако лодку преследовали неудачи. В период швартовых испытаний вышла из строя одна из автономных петель первого контура. В начальный период эксплуатации вышла из строя вторая петля. Было выявлено и растрескивание сварного титанового корпуса. Все меры по предотвращению аварии оказались безрезультатными. В конечном итоге теплоноситель полностью застыл, и реактор был заглушен. К-64 была выведена из боевого состава. Ранее, в 1972 году было решение о приостановке дальнейших работ по заложенным лодкам 705-го проекта до выяснения и устранения причин выхода из строя первого контура реактора. Неудача с головным кораблем на длительное время задержала ход реализации программы, однако не привела к ее прекращению. В Северодвинске начались работы по строительству серии из трех усовершенствованных лодок проекта 705К шифр «Лира» Последний, четвертый корабль в серии, был разобран на стапеле? ППУ БМ-40А 150000кВт — однореакторного типа. В качестве теплоносителя первого контура был использован эвтектический сплав свинец-висмут. Длина прочного корпуса пр. ТЗА и наиболее шумящие механизмы разместили на пневматических амортизаторах. Благодаря особенностям своей энергетической установки, которой не требовался специальный переход на повышенные параметры ГЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с водо-водяными реакторами, ПЛ 705 проекта могли развить полный ход в течение минуты. Большая скорость позволяла быстро зайти в «теневой» сектор любого надводного или подводного корабля, даже если предварительно лодка и была обнаружена гидроакустиками противника. Высокие скоростные и маневренные характеристики АПЛ пр. В частности, лодка могла на максимальной скорости хода осуществить циркуляцию на 180° и уже через 42 секунды двигаться в обратном направлении. Обводы корпуса лодок обеспечивали минимальное отражение гидро-аккустических сигналов, что затрудняло атаку «Альфы» кораблями противника, использующими ГАС в активном режиме. Однако в ходе эксплуатации лодок проекта 705 проявились и существенные недостатки, препятствующие их эффективному использованию. В частности, возникли серьезные трудности с обеспечением базирования из-за необходимости постоянного поддержания первого контура реактора в горячем состоянии. Были необходимы регулярные специальные операции по предотвращению окисления сплава-теплоносителя, постоянный контроль за его состоянием и периодическая регенерация удаление окислов. Оказались неразрешимыми и многие эксплуатационные вопросы. В частности, так и не удалось реализовать на практике идею создания двух экипажей АПЛ — «морского» и «берегового», обеспечивающего эксплуатацию и обслуживание АПЛ при нахождении ее на базе. Печально, что все эти недостатки фактически зачеркнули подлинное «русское подводное чудо». Ведь комплексная автоматизация по большому счёту себя полностью оправдала, а АЭУ с ЖМТ еще не сказала своего последнего слова. В результате карьера ПЛ 705 проекта, несмотря на их уникальные достоинства, оказалась относительно непродолжительной. Ее «закату» способствовала и пресловутая перестройка, в результате которой вооруженные силы начали быстро лишаться финансирования. К-123 вошла в историю одним из самых продолжительных в истории отечественного подводного флота капитальным ремонтом, продолжавшимся более девяти лет — с июня 1983 по август 1992 г. В июле 1997 г. Остальные ПЛ были исключены из состава ВМФ значительно раньше — в 1990 году. Следует особо отметить, что за 20 лет своей эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек. В процессе работы по проекту 705 планировалось создать три его модификации. Но обе эти лодки так и остались в эскизах. К-64 16 октября зачислена в списки кораблей ВМФ. В 1963 году закончено формирование экипажа. Не смотря на секретность, спуск ПЛ встретила толпа зевак, а «вражеские голоса» известили мир о спуске принципиально новой АПЛ, окрестив ее «Голубой кит». В 1970 году физический пуск реактора. В ноябре 1971 года в период проведения швартовых испытаний, на ПЛ вышла из строя одна из петель первого контура. За время ходовых испытаний ПЛ имела 29 ходовых дней, прошла 3481,9 миль 1513,7 — в подводном положениисовершила 21 погружение. В 1972 году принята в состав КСФ в опытную эксплуатацию, зачислена в 3-ю ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием в Западной Лице. В феврале 1972 года в начальный период опытовой эксплуатации вышла из строя вторая петля первого контура. В феврале 1972 года ПЛ вывели в резерв, а постройку серийных ПЛ проекта 705 приостановили до выяснения причин выхода из строя первого контура ППУ. В апреле 1972 года при подготовке к БС произошла авария ГЭУ — в первом контуре застыл ЖМТ. В 1972 году после Полярного отбуксироавана в Северодвинск, на Южные Ягры, где простояла более года. В 1977 году создание Госкомиссии по приемке носовой части 1-й, 2-й и 3-й отсеки для использования в учебных целях 112-го УЦ СФ. В 1978 году кормовые отсеки утилизированы на СМП, при этом реакторный отсек законсервировали и поставили на отстой на. В июне 1978 года представление акта о невозможности использования носовой части в учебном процессе из-за неработоспособности систем и серьезного разграбления. В 1986 году доставка в УКОПП. Кирова отдельных блоков, узлов и систем из носового блока. Сам носовой блок, очевидно, разделан на металл на ЛАО в 90-х годах. К-123, Б-123 16 октября 1962 года зачислена в списки кораблей ВМФ. В апреле 1974 года возобновление строительства после приостановления в 1972 году. В 1979 году осуществила БС старший на 1 этапе — кап. В сентябре 1979 года выполнила глубоководное погружение на предельную глубину в Норвежском море. В 1979 году осуществила БС старший — кап. В 1980 году осуществила БС подо льдами Арктики. В 1981 году осуществила БС. В апреле 1981 года совместно с К-432 и К-373 участвовала в учении «Север-81». По результатам похода объявлена «отличным» кораблем. В апреле 1982 года вышла на БС с 537 экипажем ПЛ. ПЛ вернулась в базу досрочно в связи с аварией ГЭУ. В декабре 1982 года переведена на СМП. Переподчинена 339-ой ОБСПЛ СФ. Присвоен тактический номер Б-123. В ходе работ аварийный отсек с реактором заменен на новый. В 1992—1995 годах отработка задач курса БП ПЛ, выход в полигоны БП, участие в мероприятиях флота. В 1995 году касание веера трала БМРТ в полигоне БП. К-316 3 ноября 1966 года зачислена в списки кораблей ВМФ. В 1971—1976 годах экипаж занимал 1-е место по итогам боевой и политической подготовке в 39-ой ОБСПЛ и награждался переходящим Красным Знаменем командира бригады. Не смотря на то, что спуск осуществлялся ночью «белой»вся набережная Невы была заполнена людьми. Во время испытаний «заклинило» систему управления — ПЛ не могла сбросить ход ниже 40 узлов, неисправность устранили. В 1979 году осуществила БС в Атлантике старший — командир 6-й ДиПЛ кап. По результатам похода была получена оценка «хорошо». В декабре 1979 года по итогам боевой подготовки заняла 1 место в 1-й ФлПЛ. ПЛ всплыла в 16 кабельтовых от берега. Лодка повреждений не получила. ПЛ поставлена на ремонт на ГМП «Звездочка». С сентября 1980 по июнь 1981 года экипаж сдавал задачи курса БП и готовился к БС. В 1981 году осуществила БС. Во время выполнения БС с 7 по 12 июня принимала участие в учениях «Север-81». С октябрь 1981 года по февраль 1982 года находилась в доковом ремонте на СРЗ-10. В марте — мае 1982 года экипаж сдавал задачи курса БП и готовился к БС. В 1982 году осуществлена БС с оценкой «хорошо». В 1983 году осуществлена БС с 313 экипажем. Поход проходил в арктических районах. В апреле 1983 года совместно с К-432, К-493 и К-463 участвовала в учении «Океан-83». В 1984 году осуществлена БС с оценкой «хорошо». В январе — феврале 1985 года боевое дежурство с 46-м экипажем. В 1986—1987 годах находилась в составе сил постоянной готовности и выходила в море для отработки задач боевой подготовки. В августе 1988 года прибыла в Гремиху. На период проведения работ по демонтажу и выгрузке реактора экипаж прикомандирован к 17-й ДиПЛ КСФ. В январе 1990 года проводились работы по подготовке к выгрузке реактора. В феврале 1990 года состоялась выгрузка реактора. Данное мероприятие стало первой выгрузкой реактора с ЖМТ в ВМФ. В апреле 1990 года при была на буксире в Западную Лицу. В 1991 году передана в 33-ю ДиПЛ 1-ой ФлПЛ КСФ. В июне 1995 года отбуксирована в Северодвинск. В 1995—1996 годах утилизирована на СМП. К-373 27 мая 1971 года зачислена в списки кораблей ВМФ. В 1974 году в доке осуществила переход в Северодвинск на предприятие «Звездочка» для подготовки к ходовым испытаниям. В 1980 году в конце октября вышла и осуществила БС старший — НШ 6-й ДиПЛ кап. Отработано взаимодействие с противолодочной авиацией по поиску и слежению за ПЛ. Поставленные задачи успешно решены. В апреле 1981 года совместно с ПЛ К-123 и К-432 приняла участие в учениях «Север-81». Поставленные задачи успешно решены. В 1981 году дважды осуществила БС. Летом 1982 года корабль около месяца находился в доке СРЗ г. В декабре 1982 года объявлена лучшим кораблем в 6-й ДиПЛ. В 1982—1983 годах осуществлена БС. В апреле 1983 года вышла на БС с 46 экипажем ПЛ. В течении 21 часа 40 минут выполняла слежение за иностранной ПЛ. В 1984 году выполнила БС. В походе участвовала в учении «Океан-84». В 1985 году вышла на БС с 46 экипажем ПЛ. В 1986—1987 годах находилась в составе сил постоянной готовности и выходила в море для отработки задач боевой подготовки. В июне 1991 года передана в 33-ю ДиПЛ 1-ой ФлПЛ КСФ. К-432 12 января 1968 года зачислена в списки кораблей ВМФ. В декабре 1978 года начаты заводские ходовые испытания. В 1980 году выполнила БС. В 1980 году выполнила БС с 168 экипажем ПЛ. В апреле 1981 года совместно с ПЛ К-123 и К-373 приняла участие в учениях «Север-81». В 1981 году выполнила БС. В 1981 году с экипажем ПЛ К-123 участвовала в поисково-противолодочной операции «Бетон». В 1982 году с экипажем ПЛ К-493 выполнила БС. В 1982 году выполнила БС. В 1983 году выполнила БС. В апреле 1983 года совместно с ПЛ К-316, К-493 и К-463 приняла участие в учениях «Океан-83». В 1983 году выполнила БС с 537 экипажем ПЛ. В 1984 году находилась в состав сил постоянной готовности. В 1985—1986 годах выполняла задачи БС. В 1986—1988 год находилась в состав сил постоянной готовности. В 1996 году Разделана на металл. К-463 29 августа 1974 года зачислена в списки кораблей ВМФ. Весной 1981 года в доке осуществила переход в Северодвинск на предприятие «Звездочка» для подготовки к ходовым испытаниям. В 1982 году выполнила БС. В один из дней имела большую течь в 1-м отсеке. На 19 сутки корабль возвращен в базу. Оценка за БС — «неудовлетворительно». В апреле 1983 года совместно с ПЛ К-316, К-493 и К-432 приняла участие в учениях «Океан-83». Поставленные задачи успешно решены. В 1983 году отрабатывала и сдавала задачи в море. В 1983—1984 годах выполнила БС с 46-м экипажем ПЛ. БС была увеличена на 10 суток. В 1984 году выполнила БС. В 1985 году выполнила БС с 313-м экипажем ПЛ. В 1986 году при знана лучшей в ВМФ по противолодочной подготовке. Весной 1987 года при знана лучшей АПЛ СФ по противолодочной подготовке. В сентябре — октябре 1987 года при нимала участие в учениях СФ. Завоевала приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке. В июне 1991 года передана в 33-ю ДиПЛ 1-ой ФлПЛ КСФ. В 1994 году утилизована на СМП. В апреле 1995 года Блок реакторного отсека с приваренными цистернами плувучести находился в губе Сайда. К-493 21 января 1972 года заложена на СМП в Северодвинске как КрПЛ. В 1982 году осуществила БС с 168-м экипажем ПЛ. В 1982—1983 годах ремонт в Северодвинске. В 1983 году осуществила БС старший — кап. Во время БС участвовала в учениях «Океан-83». В 1983 году осуществила БС с 168-м экипажем ПЛ. В 1984 году осуществила БС старший — кап. Экипаж дышал воздухом с повышенным содержанием СО2. В 1984 году осуществила БС с 537-м экипажем ПЛ. В 1985 году осуществила 2 БС. Перед выходом на контрольный выход перед второй БС произошла авария поступление радиоактивного сплава в 4-й отсек. В течении месяца экипаж занимался дезактивацией. Но в поход ПЛ вышла с нарушением нормативеых документов по содержанию аэрозолей в воздухе ненормальная радиационная обстановка. В 1986 году осуществила БС. В 1987—1989 годах находилась в составе сил постоянной готовности. В 1989 году участвовала в учениях 1-й ФлПЛ. Имела серьезную течь по питательной воде. В 1989 году отбуксирована в Гремиху для демонтажа реактора, после завершения операции возвращена в Западную Лицу. В июне 1991 года перечислена в состав 33-й ДиПЛ КСФ. В 1996 году разобрана на металл. Тактико-технические характеристики Проект 705 и 705К «Лира» Водоизмещение надводное, м. К-123 В 1979 году осуществила БС старший на 1 этапе — кап.

См. также